Sciact
  • EN
  • RU

Согдийские погребения в Гуюане (Нинся, Китай): на примере гробницы Ши Даоло Conference attendances

Language Русский
Participant type Устный
Conference II Международный научно-практический симпозиум «Актуальные вопросы изучения и сохранения материального культурного наследия Шелкового пути»
19-20 Nov 2025 , Самарканд
Authors Kudinova Mariya Andreevna
Affiliations
1 Институт археологии и этнографии СО РАН

Abstract: Рассматриваются материалы погребения потомка согдийских переселенцев Ши Даоло и его жены госпожи Кан, исследованное в 1995 г. в окрестностях г. Гуюань, Нин- ся-Хуэйский автономный район КНР. Описаны конструкция погребального комплекса и сохранившиеся предметы сопро- водительного инвентаря. Свод погребения неоднократно обваливался, оно было разгра- блено и нарушено ямой эпохи Сун (Х–XIII вв.), пострадало от сельскохозяйственных и строительных работ. Надмогильная насыпь почти полностью уничтожена распашкой. Судя по найденным внутри грабительского лаза фрагментам каменной стелы, базы, на которую она была установлена, и черепицы танского времени, на поверхности имелись некие сооружения и, возможно, аллея духов. Вероятно, беседка с мемориальной стелой располагалась непосредственно над погребальной камерой. Причем под местом, где, предположительно, была установлена стела, находилась яма с захоронением собаки. Подземная часть комплекса состояла из погребальной камеры, короткого входного тамбура и длинного наклонного дромоса с пятью воздуховодными шахтами. В погре- бальной камере найдены кости скелетов мужчины старше 50 лет и женщины в возрасте 40–60 лет — по-видимому, Ши Даоло и его супруги. Основная часть сопроводительного инвентаря также обнаружена в погребальной камере. Часть вещей находилась в двух де- ревянных лаковых сундуках, помещенных один в другой. В дромосе найдены каменные плиты с эпитафией, благодаря чему известны имена погребенных и дата захоронения — 658 г. Привлекает внимание захоронение собаки в яме над погребальной камерой. Зна- чение этого элемента ритуала остается неясным. Следы прокала и угли, найденные в дромосе, свидетельствуют о проведении ритуала с использованием огня. Аналогичная ситуация наблюдается в некоторых погребениях VI в. на территории Северного Китая, принадлежавших представителям разных этнических групп, то есть проводимые в этих гробницах ритуалы не обязательно были связаны с зороастрийскими верованиями, воз- можно, имело место влияние сяньбэйской или тюркской обрядности. Примечательна также временная дистанция в три года между смертью Ши Даоло и его захоронением, отмеченная в эпитафии. Это указывает на вторичное погребение. При этом возможно, что постмортальные ритуалы проводились в русле зороастрийской традиции. Несмотря на то, что погребение было ограблено, можно говорить о высокой степени синкретичности погребального обряда, включавшего элементы китайской (ханьской), согдийской и, возможно, степной (сяньбэйской или тюркской) традиций. Погребение Ши Даоло и его жены является ценным источником информации о культуре «среднего слоя» потомков согдийских иммигрантов на территории Китая.
Cite: Кудинова М.А.
Согдийские погребения в Гуюане (Нинся, Китай): на примере гробницы Ши Даоло
II Международный научно-практический симпозиум «Актуальные вопросы изучения и сохранения материального культурного наследия Шелкового пути» 19-20 нояб. 2025