Sciact
  • EN
  • RU

Эскиз в наскальном искусстве Минусинской котловины: его функции и разные принципы использования Full article

Journal Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий
ISSN: 2227-6548 , E-ISSN: 2658-6193
Output data Year: 2024, Pages: 498-502 Pages count : 5 DOI: 10.17746/2658-6193.2024.30.0498-0502
Tags rock art,petroglyphs,Partial representations,sketch,Minusinsk Basin,наскальное искусство,петроглифы,парциальные изображения,эскиз,минусинская котловина
Authors Зоткина Л.В. 1
Affiliations
1 Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск

Funding (1)

1 FWZG-2022-0006

Abstract: В статье рассматриваются наскальные изображения, которые могут быть отнесены к эскизным. К таковым обычно причисляют либо петроглифы, первоначальные контуры которых затем в ходе проработки были изменены и при этом достаточно хорошо фиксируются, либо некоторые парциальные изображения. Последние особенно часто встречаются в наскальном искусстве древнейшего пласта. При более детальном рассмотрении можно зафиксировать различные функции, которые выполнял эскиз в наскальном искусстве в разные периоды на территории Минусинской котловины, как и других регионов, где преобладают рельефные изображения - петроглифы. В данной статье предлагается разделить эскизы в зависимости от выполняемых ими задач. Одним из самых распространенных, особенно в поздние периоды, эскизов является вариант наброска изображения, который практически повторяет контуры будущей выбитой фигуры - т.е. по сути уже является в некоторой степени самостоятельным изображением, которое лишь дорабатывалось пикетажем. Чаще всего это гравированный эскиз, он хорошо фиксируется по выступающим из-под выбитого абриса фрагментам. Второй вариант эскиза правильнее было бы назвать техническим рисунком будущего изображения, т.к. он лишь намечает пропорции фигуры отдельными выбоинами. Такие изображения обычно называют парциальными или незаконченными. Третья разновидность эскиза является наброском, практически сразу воспроизводящим изображение в деталях, однако дальнейшая проработка, в отличие от первой разновидности эскиза, предполагает не просто следование готовому контуру при нанесении выбивки, а создание полноценного изображения, лишь с некоторой опорой на намеченные контуры редкого пикетажа. И наконец, четвертый вариант эскиза связан не столько с задачей создания абриса изображения, сколько с разметкой будущей композиции. В эту категорию попадают в основном парциальные изображения.
Cite: Зоткина Л.В.
Эскиз в наскальном искусстве Минусинской котловины: его функции и разные принципы использования
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2024. С.498-502. DOI: 10.17746/2658-6193.2024.30.0498-0502 РИНЦ OpenAlex
Identifiers:
Elibrary: 80466348
OpenAlex: W4409172755
Citing: Пока нет цитирований
Altmetrics: