Sciact
  • EN
  • RU

Технология изготовления керамики носителями кулайской культурно-исторической общности со Смолокуровского II городища (Причулымье, Западная Сибирь) Full article

Journal Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий
ISSN: 2227-6548 , E-ISSN: 2658-6193
Output data Year: 2024, Pages: 716-722 Pages count : 7 DOI: 10.17746/2658-6193.2024.30.0716-0722
Tags early Iron Age,Kulaika cultural-historical community,ceramics,technical and technological analysis,ранний железный век,кулайская культурно-историческая общность,керамика,технико-технологический анализ
Authors Селин Д.В. 1
Affiliations
1 Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск

Funding (1)

1 FWZG-2022-0006

Abstract: Выполнен технико-технологический анализ керамики кулайской культурно-исторической общности со Смолокуровского II городища. Определено, что гончары отбирали ожелезненные глины трех разных подвидов. Чаще всего использовалось сла-бозапесоченное сырье с естественными включениями бурого железняка, которое могло быть предварительно обработано дроблением. Выделено восемь рецептов формовочной массы, включая три однокомпонентных и пять многокомпонентных. Начин изготовлен по донно-емкостной программе, полое тело наращивалось лоскутами. Установлено восемь разных комбинаций способов обработки поверхностей. Зафиксировано заглаживание зубчатым орудием места перехода от плеча к тулову с внутренней стороны. Обжиг мог выполняться в полувосстановительной или восстановительной среде. Выявленное смешение гончарных технологий, вероятно, связано с тем, что на территории Смолокуровского II городища проживали различные группы кулайского населения, каждая из которых имела свои гончарные навыки. Взаимодействие между этими группами привело к смешению традиций, что отразилось в сосудах, изготовленных по многокомпонентным рецептам формовочной массы. Различные технологические приемы носителей кулайской культурно-исторической общности связаны с разными территориями их обитания. В Томско-Нарымском Приобье сосуществовали как минимум две традиции составления формовочных масс - с использованием дресвы и с применением песка. Третья группа, для которой характерна добавка шамота, обитала ниже по течению р. Обь. Между различными территориями, населенными носителями кулайской культурно-исторической общности, существовали контакты на протяжении всего периода существования общности, о чем свидетельствует проникновение различных гончарных традиций в регионы, для которых они не характерны.
Cite: Селин Д.В.
Технология изготовления керамики носителями кулайской культурно-исторической общности со Смолокуровского II городища (Причулымье, Западная Сибирь)
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2024. С.716-722. DOI: 10.17746/2658-6193.2024.30.0716-0722 РИНЦ OpenAlex
Identifiers:
Elibrary: 80466379
OpenAlex: W4409172613
Citing: Пока нет цитирований
Altmetrics: