Образы совы и филина в традиционном мировоззрении бурят Научная публикация
| Журнал |
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий
ISSN: 2227-6548 , E-ISSN: 2658-6193 |
||
|---|---|---|---|
| Вых. Данные | Год: 2024, Страницы: 874-879 Страниц : 6 DOI: 10.17746/2658-6193.2024.30.0874-0879 | ||
| Ключевые слова | buryats,traditional worldview,mythological representations,owl,eagle owl,folklore,vocabulary,буряты,традиционное мировоззрение,мифологические представления,сова,филин,фольклор,лексика | ||
| Авторы |
|
||
| Организации |
|
Информация о финансировании (1)
| 1 | FWZG-2022-0001 |
Реферат:
Среди орнитоморфных образов, представленных в традиционных культурах народов Евразии, особое место занимают образы совы и филина. Они еще не получили освещение в бурятской этнографии. Целью нашего исследования является выяснение комплекса бурятских традиционных воззрений о данных птицах. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: охарактеризовать образы совы и филина на основе данных лексики и малых жанров фольклора бурят; рассмотреть мифологические воззрения бурят об этих птицах. Источниковую базу исследования составляют фольклорные, лингвистические и этнографические материалы. Основным в работе является структурно-семиотический метод. Определено, что бурятские названия представителей семейства совиных содержат информацию о наиболее отличительных зоологических чертах и особенностях поведения этих птиц. В малых жанрах фольклора бурят передаются основные признаки филина, что свидетельствует о важной роли этого пернатого в традиционном мировоззрении бурят. Выделено, что в мифологических воззрениях бурят образы совы и филина многозначны и характеризуются амбивалентностью коннотации. Выяснено, что сова и филин наделяются символикой неба, а полярная сова - еще и воды. С филином увязывается мотив негодной жены мифического повелителя птиц и тема враждебности к нему других пернатых. С совой связывали идею оборотничества. Положительное отношение к филину и ушастой сове проявлялось в мифологических воззрениях предбайкальских бурят и было связано с тем, что они считались шаманами-покровителями младенцев. Почитание совы вызвано признанием ее тотемом бурят рода Уляаба. В то же время сложился отрицательный образ полярной совы как имеющей нечистую природу. Показано, что ряд традиционных представлений бурят о сове и филине схожи с воззрениями у других народов Евразии, что доказывает их универсальность.
Библиографическая ссылка:
Бадмаев А.А.
Образы совы и филина в традиционном мировоззрении бурят
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2024. С.874-879. DOI: 10.17746/2658-6193.2024.30.0874-0879 РИНЦ OpenAlex
Образы совы и филина в традиционном мировоззрении бурят
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2024. С.874-879. DOI: 10.17746/2658-6193.2024.30.0874-0879 РИНЦ OpenAlex
Идентификаторы БД:
| РИНЦ: | 80466402 |
| OpenAlex: | W4409172402 |
Цитирование в БД:
Пока нет цитирований