Sciact
  • EN
  • RU

Представления о тени у восточных славян и коми в Западной Сибири: сравнительный анализ результатов полевых исследований Full article

Journal Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий
ISSN: 2227-6548 , E-ISSN: 2658-6193
Output data Year: 2024, Pages: 888-893 Pages count : 6 DOI: 10.17746/2658-6193.2024.30.0888-0893
Tags soul,shadow,witch,witchcraft,magic,doppelganger,reflection,double-mindedness,otherworld,душа,тень,ведьма,колдовство,магия,двойник,отражение,двоедушие,иной мир
Authors Голубкова О.В. 1
Affiliations
1 Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск

Funding (1)

1 FWZG-2022-0001

Abstract: Тень воспринималась как сущность, обитающая одновременно в двух мирах, и ассоциировалась с душой-двойником человека. Западносибирские полевые материалы автора по русским, украинцам, белорусам и коми свидетельствуют о сохранившейся вере в появление тени-души накануне смерти в облике двойника человека, животного, птицы или невидимки, который издает звуки, оставляет на теле синяки. Наряду с тенью потусторонним двойником считалось отражение, а отражающие поверхности (вода, зеркало) воспринимались как открытая граница между мирами. С XIX в. поле двойников расширилось за счет фотографических изображений: распространились суждения, что на человека можно воздействовать через фотографию, а фотоснимки умерших опасны. Комизыряне сохранили представления о существовании у человека двух душ: внутренней души-дыхания - лов, и внешней души-тени - орт. Восточнославянские представления о двойственности души и духа сильно редуцированы, они проявляются в реликтах верований о посмертных перевоплощениях души и ее одновременном существовании в разных мирах. С тенями идентифицировались души умерших. Души предков могли являться родственникам в поминальные дни. Души заложных покойников оставались блуждать между мирами в виде теней-призраков. Тень воспринималась как маркер персонажа из потустороннего мира, ведьмы или колдуна. В момент магического перевоплощения тень колдуна/ведьмы могла принимать облик животного, птицы, предмета, а тело в это время находилось в другом месте. Поймать и наказать колдуна/ведьму считалось возможным, воздействуя на его/ее тень. Магические действия с тенью отражались на людях и животных. Такие воззрения сближают тень с тенью-душой и коррелируют с представлениями о наличии у человека двух (или более) душ, которые были вытеснены христианством, но частично сохранились, будучи перенесенными в сферу демонического, антихристианского мира.
Cite: Голубкова О.В.
Представления о тени у восточных славян и коми в Западной Сибири: сравнительный анализ результатов полевых исследований
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2024. С.888-893. DOI: 10.17746/2658-6193.2024.30.0888-0893 РИНЦ OpenAlex
Identifiers:
Elibrary: 80466405
OpenAlex: W4409172247
Citing: Пока нет цитирований
Altmetrics: