«Кружки водить», «стрелу пускать», «пиром ходить»: вариативность женских хороводов русских старожилов Южной Сибири и Забайкалья Научная публикация
| Журнал |
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий
ISSN: 2227-6548 , E-ISSN: 2658-6193 |
||
|---|---|---|---|
| Вых. Данные | Год: 2024, Страницы: 958-964 Страниц : 7 DOI: 10.17746/2658-6193.2024.30.0958-0964 | ||
| Ключевые слова | Russian old-time residents,Old Believers-Poles,semeyskie,southern Siberia,transbaikalia,spring round dances,variability,русские старожилы,старообрядцы-«поляки»,«семейские»,южная Сибирь,забайкалье,весенние хороводы,вариативность | ||
| Авторы |
|
||
| Организации |
|
Информация о финансировании (1)
| 1 | FWZG-2022-0001 |
Реферат:
В статье рассматривается проблема вариативности весенних женских хороводов в группах русских старожилов (старообрядцев) Южного Алтая и Забайкалья преимущественно на основе авторских полевых материалов Восточнославянской этнографической экспедиции ИАЭТ СО РАН, собранных в 1970-2010-х гг. Продуцирующий смысл движения хороводов как часть календарно-аграрных обрядов славян-земледельцев, известных под разными названиями («кружки водить», «стрелу пускать», «ходить пиром», «ходить веревочкой» и т.д.), очевиден из устных сообщений информаторов. Безостановочное плавное движение производилось под круговые песни, содержание которых варьировалось и не всегда проливало свет на магическую функцию обходного обряда. Автору удалось выявить три вида весенних женских хороводов, а также круговую песню с сюжетом, происхождение которого, вероятно, связано с обрядом «вождения, проводов стрелы» в Полесье, похорон «кукушки» (куклы) у южных русских, в их числе переселенцев Сибири из Курской губернии. Не случайно круговая песня старообрядки-«полячки» с. Топольное Солонешенского р-на Алтайского края А.С. Завьяловой (1916 г.р.) связана с неожиданной смертью и таким же неожиданным воскрешением умершего мужа. Новые полевые материалы раскрывают еще одну грань общности старообрядцев Алтая («поляков») и Забайкалья («семейских») и указывают на присутствие у них компонентов из этнокультурной среды Брянского, Гомельского, Орловского Полесья. Очевидна также, сложившаяся еще со времен известной работы М.В. Швецовой [1899], ситуация переоценки изолированности группы старообрядцев-«поляков» и недооценки фактора влияния со стороны местных сибиряков, служилого населения, казаков.
Библиографическая ссылка:
Фурсова Е.Ф.
«Кружки водить», «стрелу пускать», «пиром ходить»: вариативность женских хороводов русских старожилов Южной Сибири и Забайкалья
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2024. С.958-964. DOI: 10.17746/2658-6193.2024.30.0958-0964 РИНЦ OpenAlex
«Кружки водить», «стрелу пускать», «пиром ходить»: вариативность женских хороводов русских старожилов Южной Сибири и Забайкалья
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2024. С.958-964. DOI: 10.17746/2658-6193.2024.30.0958-0964 РИНЦ OpenAlex
Идентификаторы БД:
| РИНЦ: | 80466418 |
| OpenAlex: | W4409172608 |
Цитирование в БД:
Пока нет цитирований