Особенности использования и трансляции культурного наследия в идеологии и практике новых религиозных и экологических движений (по материалам полевых этнографических исследований в Омской области) Научная публикация
| Журнал |
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий
ISSN: 2227-6548 , E-ISSN: 2658-6193 |
||
|---|---|---|---|
| Вых. Данные | Год: 2023, Страницы: 1078-1082 Страниц : 5 DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.1078-1082 | ||
| Ключевые слова | cultural heritage,ecovillages,sacred center,Omsk region,rodnoverie,культурное наследие,экопоселения,сакральный центр,Омская обл,родноверие | ||
| Авторы |
|
||
| Организации |
|
Информация о финансировании (1)
| 1 | FWZG-2022-0002 |
Реферат:
Обсуждаются материалы полевого этнографического исследования нового сакрального центра в районе д. Окунево, а также ряда экопоселений Омской обл. Эти объекты созданы жителями городов, по идейным основаниям покинувших городское пространство и предпринявших попытку воплотить в сельской местности свои духовные и экологические идеалы. Существенным аспектом функционирования рассматриваемых сообществ является производство культурного наследия: восточного для неоиндуистских групп, и «славяно-арийского» для родноверческих общин. Значительное место в их идеологии и практике занимают идеи возрождения древних дохристианских ведических арийских традиций. В процессе трансляции культурного наследия Сибирь выступает в образе арийской прародины человечества, пространства множества сакральных мест силы. Поиск культурных истоков отражается в облике культовых сооружений и артефактов, стилизованных под старину деталей одежды, украшений и аксессуаров, повседневных и праздничных ритуалах. Привлекают внимание локальные мотивы, включающиеся в общий славяно-арийский мифологический контекст: представления о древнем великом городе Асгарде Ирийском, располагавшемся на месте нынешнего г. Омска, своеобразная мифологическая интерпретация гидронимов Омь и Тара, экзотическое осмысление археологического наследия Омского региона. Неоиндуистская обрядность представлена шиваитскими (бабаджистскими) праздниками и ритуалами. В родноверческой традиции особое значение имеют день Солнцестояния, день Перуна, день рождения Тары. В экопоселениях ежегодные фольклорные фестивали и праздники отмечаются в значимые астрономические даты: дни солнцестояния и равноденствия. В ходе праздничных мероприятий проводятся хороводы и коллективные игры, в некоторых экопоселениях практикуются огненные шествия и ритуалы.
Библиографическая ссылка:
Селезнев А.Г.
Особенности использования и трансляции культурного наследия в идеологии и практике новых религиозных и экологических движений (по материалам полевых этнографических исследований в Омской области)
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2023. С.1078-1082. DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.1078-1082 РИНЦ
Особенности использования и трансляции культурного наследия в идеологии и практике новых религиозных и экологических движений (по материалам полевых этнографических исследований в Омской области)
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2023. С.1078-1082. DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.1078-1082 РИНЦ
Идентификаторы БД:
| РИНЦ: | 57660953 |
Цитирование в БД:
Пока нет цитирований