К вопросу о вариативности обрядов жертвоприношения в эпоху поздней бронзы Научная публикация
| Журнал |
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий
ISSN: 2227-6548 , E-ISSN: 2658-6193 |
||
|---|---|---|---|
| Вых. Данные | Год: 2020, Том: 26, Страницы: 421-427 Страниц : 9 DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.421-427 | ||
| Ключевые слова | культовый комплекс,жертвоприношение,остеологические остатки,керамика,обряд,идеологические представления | ||
| Авторы |
|
||
| Организации |
|
Реферат:
Статья посвящена всестороннему анализу ритуальной деятельности носителей восточного варианта пахомовской культуры, связанной с обрядами жертвоприношения. Наиболее распространенным способом принесения жертв, согласно материалам ритуальных комплексов памятника Тартас-1, являлось помещение приношений в ямы различного размера и глубины. Вероятно, основой обряда жертвоприношения являлся принцип pars pro toto, проявлявшийся в отсутствии в полученной коллекции артефактов целых форм керамических сосудов (здесь имеют место лишь многочисленные, но разнотипные фрагменты керамики) и мясной пищи, дошедшей до нас в виде костей животных. Части скелетов последних в большинстве своем представлены костями черепа и конечностей, что также может свидетельствовать об их принадлежности именно обрядовой деятельности. Несомненной особенностью является помещение в жертвенники-ямы останков человека. В научный оборот вводится еще один вариант жертвоприношения, зафиксированный в истекшем полевом сезоне: помещение жертвенных приношений в объемную глубокую яму, функционировавшую продолжительное время. Всего на настоящий момент насчитывается три варианта ям-жертвенников, относящихся к исследуемому святилищу. Наличие на территории ритуальных комплексов различных типов жертвенных ям при сохранении в целом устойчивых элементов ритуала (фрагменты керамических сосудов, остатки мясной жертвенной пищи; артефакты, связанные с промысловой и производственной деятельностью; останки человека, необычные камни и т.д.) может свидетельствовать о существовании (сосуществовании) здесь нескольких вариантов обрядов жертвоприношений. Данный феномен может быть объяснен как полифункционалъностъю святилища (принесение жертвы различным божествам, требующее отличных друг от друга вариантов обрядовой деятельности), так и проявлением процессов постепенной трансформации иррациональных взглядов носителей пахомовской культуры, обусловленной чужеродными (пришлыми) и автохтонными традициями.
Библиографическая ссылка:
Ефремова Н.С.
, Молодин В.И.
, Кравцова А.С.
, Кудинова М.А.
, Дураков И.А.
К вопросу о вариативности обрядов жертвоприношения в эпоху поздней бронзы
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2020. Т.26. С.421-427. DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.421-427 РИНЦ
К вопросу о вариативности обрядов жертвоприношения в эпоху поздней бронзы
Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2020. Т.26. С.421-427. DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.421-427 РИНЦ
Идентификаторы БД:
| РИНЦ: | 44463296 |
Цитирование в БД:
| БД | Цитирований |
|---|---|
| РИНЦ | 2 |