ЖЕНСКАЯ И ДЕВИЧЬЯ ПРАЗДНОСТЬ В ТРАДИЦИОННОМ КАЛЕНДАРЕ СИБИРИ И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Full article
| Journal |
ВЕСТНИК АНТРОПОЛОГИИ
ISSN: 2311-0546 |
||||
|---|---|---|---|---|---|
| Output data | Year: 2025, Pages: 278 - 291 Pages count : 9 DOI: 10.33876/2311-0546/2025-3/278-291 | ||||
| Tags | праздник, женская и девичья праздность, пятница, советские трансформации и эволюции, ХХ –XXI вв., женские исследования. | ||||
| Authors |
|
||||
| Affiliations |
|
Funding (1)
| 1 | FWZG-2025-0011 |
Abstract:
Цель статьи проанализировать трансформации структуры и содержания женских праздничных дней на протяжении ХХ в.: от досоветского традиционного календаря, ориентированного на духовные ценности православия и этнических традиций, до завершения советского периода с его установившейся праздничной системой, претерпевшей существенные изменения в наши дни. Авторы делают попытку найти корреляции между количеством и содержанием женских праздников (свободных от работы дней) в разные периоды ХХ – XXI вв. и социальным положением русских женщин в обществе и семье. Особое внимание уделяется рассказам информантов о причинах праздности, а также удовлетворенности самих женщин сокращением/ увеличением количества «своих» праздничных дней и сменой содержания досуга. Основу исследования составили авторские полевые материалы, собранные в 1990-2000-х гг. в селах Западной и Восточной Сибири. Авторы статьи прибегают к классическим научным методам описания, качественному анализу нарративного интервью, сравнительному методу с целью выделения общего и различного в типологии и содержании женских праздников разных этнокультурных групп русских Сибири. Если в традиционной культуре «праздность» была важнейшим содержанием женского праздника, то в советский период, как и в настоящее время этому критерию соответствует официально нерабочий день – Международный женский день 8 марта. В традиционном обществе освобождение женщин от повседневного труда трактовалось не как дань их особому статусу (как жене, матери и пр.), но объяснялось желанием избежать возможного негатива для всего сообщества из-за несоблюдения запретов на «женский» труд в определенные дни. Таким образом, выбора работать или не работать для женщины не было. «Праздность», понимавшаяся как осознанное избегание выполнения женских работ категории «грязных», сама по себе воспринималась как праздник. Анализ этнографических материалов показал различия праздности женских и девичьих праздников в традиционной культуре. Во время праздничных «девичьих дней» девушки освобождались от домашних и сельскохозяйственных работ, но исполняли большое количество обрядов со значительной фольклорной составляющей, осуществляли гадальные практики. В исследовании учитывалось многообразие этнокультурных групп русских и локальных сибирских вариантов праздников. Фактологический материал дает основание предполагать, что, возможно, в традиционных женских и девичьих праздниках сохранились в пережиточном виде элементы такого социального института как «женские союзов», различные формы которых вновь актуализировались в постсоветский период.
Cite:
Фурсова Е.Ф.
, Васеха М.В.
ЖЕНСКАЯ И ДЕВИЧЬЯ ПРАЗДНОСТЬ В ТРАДИЦИОННОМ КАЛЕНДАРЕ СИБИРИ И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ВЕСТНИК АНТРОПОЛОГИИ. 2025. С.278 - 291. DOI: 10.33876/2311-0546/2025-3/278-291
ЖЕНСКАЯ И ДЕВИЧЬЯ ПРАЗДНОСТЬ В ТРАДИЦИОННОМ КАЛЕНДАРЕ СИБИРИ И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ВЕСТНИК АНТРОПОЛОГИИ. 2025. С.278 - 291. DOI: 10.33876/2311-0546/2025-3/278-291
Identifiers:
No identifiers
Citing:
Пока нет цитирований